Реки в Сибири — это не преграды, это дороги. Транспортные артерии, связывающие в единый торговый путь поселки, станки и города, позволяющие везти нашу рыбку с места вылова к конечному покупателю.
Еще до освоения Сибири коренные народы пользовались реками как самым простым и удобным способом торговли. В современный век технологий в данной области в Сибири мало что поменялось. Добавилась современная техника. Летом по водным просторам рек идут не лодки-долблёнки, а катера, баржи и пароходы, но цель у них та же, что и тысячу лет назад, — торговля и обмен между поселками и большой землей.
Даже зимой реки не являются препятствиями для людей. Сезон открывается сразу после ледохода и заканчивается ледоставом. Есть такое понятие, не очень знакомое человеку с большой земли, — зимник. Это дорога, которой пользуются после ледостава для продолжения торговли.
Зимник — это километры автомобильной трассы, проложенной поверх замерзших рек и болот. Целенаправленная региональная политика, чтобы поддерживать связь между удаленными поселениями. При отсутствии зимника со многими территориями связь возможна только при помощи авиации.
Строительство зимника — сложнейшее занятие. С непривычки можно подумать, что ничего сложного в нем нет. Пару раз проехал по снегу, вот и накатанная дорога. Но это не так. Должна установиться стабильная отрицательная температура, которая обеспечит промерзание воды и почвы. Снег либо счищают, либо укатывают специальными волокушами-гладилками. Так называют толстые круглые бревна или шины с большого радиуса, которые толкают или перед собой, или тянут за собой по будущему зимнику.
Зимник — это связь, но зимник ещё и опасен. Случись что с машиной, и помощи ждать можно от нескольких часов до нескольких дней. В условиях сибирских холодов это огромный риск. Ходят легенды о десятках сожженных остовов автомобилей на обочинах зимника. Машина сломалась, водитель, чтобы согреться, сжигает сначала всё самое простое, что есть, потом идут сиденья, а потом и сам автомобиль. Но это скорее легенды. Может где в тундре такое возможно, но в лесной части маловероятно, всё-таки вокруг много древесины. Вторая опасность зимника — утопить машину. Казалось бы, как это можно сделать, всё же промёрзло насквозь. Но нет, случается так, что под глубоким снегом остается незамерзшая вода. Машина налетает на такую пустоту и проваливается. Если в первые минуты не удастся выбраться, всё — машина вмёрзла в реку. Ждать лета нельзя, начнется таяние, машина провалится и уйдет на глубину или её сомнёт ледоходом, если она провалилась у берега. Необходимы комплексные мероприятия, чтобы достать и спасти имущество. Называется такой способ — вымораживание. Если очень упростить, то способ заключается в следующем: лед потихоньку выдалбливают, ждут, когда он намерзнет, и повторяют процедуру до момента, пока не освободят машину из плена. По правилам каждые 50–70 километров устанавливаются теплые помещения для отдыха водителей, а каждые 150 километров — аварийно-спасательные и ремонтные службы.
Лопата, трос, запас пищи, воды и горючего обязательны для водителей на зимнике. Даже если ехать всего пару часов, всё это должно быть под рукой. Русский мороз не прощает ошибок.
Нашу рыбу ловят в уникальных точках Якутии с нетронутой природой, и чтобы добраться до места рыбалки, необходимо проехать десятки километров. Для этого местные жители создают свои собственные маленькие зимники, пробивая дорогу на буранах. Буран — это снегоход, самая оптимальная техника для зимней Якутии. Его запрягают в сани или в двое саней и выезжают к месту рыбалки. Сначала пробивают ближайшие к поселению рыбные места — 40–60 километров, а потом дальше и дальше. Иногда получается до 300 километров в одну сторону на буране. С собой должно быть всё: рация, запас бензина, масло, инструменты для починки, в случае если что-то произойдет, запас еды и десятки других вещей. Отсутствие банальной резинки или веревки может привести к трагедии.
Сейчас зимники проложены по всей Якутии и первую в этом году подледную рыбу уже привезли, а это значит, что скоро ее можно будет купить у нас. Следите за новостями.